Эклектика в архитектуре европы

Эклектика в архитектуре европы

Развитие промышленности во второй половине XIX в. вызвало приток населения в города. Старые города Европы росли и перестраивались. Тогда появилась новая форма жилого здания — доходный дом, где квартиры сдавались внаём жильцам разного достатка. Из-за дороговизны земли застройка становилась плотнее, дома поднимались ввысь — так формировался современный тип западного многоэтажного города. В середине века резко изменился облик многих европейских столиц. В перестроенном Берлине участки земли между городскими проспектами заполнили кварталы однотипных домов с тесными двориками колодцами. Более удачной оказалась реконструкция Вены. На месте снесённого пояса городских укреплений проложили широкую озеленённую магистраль Ринг («кольцо»), которую быстро застроили внушительными общественными и жилыми зданиями. Образцовой была признана перестройка Парижа. Система радиальных улиц и двойное кольцо бульваров положили конец средневековой замкнутости кварта лов и связали город в единое целое. Кладбища переместились к окраинам, промышленные предприятия — в предместья, зато в черту Парижа вошли два больших пейзажных парка — Венсенский и Булонский леса. В XIX в. западная архитектура пережила технологический переворот: появились новые материалы (чугун, сталь, железобетон) и методы строительства. Но современные конструкции считались слишком грубыми, недостойными стать основой нового архитектурного стиля. Их использовали лишь при строительстве мостов, вокзалов, крытых рынков, а также популярных тогда всемирных промышленных выставок.

В европейском зодчестве середи ны XIX столетия восторжествовал эклектизм (от греч. "эклектикос" -"выбирающий") – архитектурная практика, основанная на воспроизведении конструктивных и декоративных форм

Появление эклектизма было подготовлено неоклассицизмом и неоготикой первой половины столетия. Потом возникло ещё несколько «исторических» стилей — романско-византийский стиль, неоренессанс, необарокко, ложное рококо, второй ампир. Характернейший пример эклектизма в архитектуре — застройка венского Ринга (60—80е гг.). Здесьсоседствуют Вотивная церковь в формах французской готики (архитектор Генрих фон Ферстель); Городской театр, сочетающий черты зодчества Возрождения и барокко (архитекторы Готфрид Земпери Карл Эрхард фон Хазенауер); здание Парламента, стилизованное под древнегреческое (архитектор Теофилиус Эдвард фон Хансен), и Дворец юстиции, оформленный в подражание немецкой архитектуре XVI в. (архитектор Александр Виллеман).

Архитектура эклектизма отражает психологию европейца тех времён, который считал свою цивилизацию образцовой, а свою эпоху — верши ной истории и не сомневался, что вправе распоряжаться наследием иных веков и культур. Хозяин доходного дома использовал пышный псевдоисторический декор как своего рода рекламу, как броскую упаковку для сдаваемых квартир. Богатый чудак мог выстроить резиденцию, отражающую мир его романтических грез (таковы постройки Георга фон Дольмана для короля Баварии Люд вига II). Парламентские здания воспроизводили формы архитектуры Древней Греции, церкви и суды напоминали о Средневековье, театры —о барокко и рококо. Хотя эклектизм, по сути, явление «массовой культуры», среди его мастеров были яркие творческие индивидуальности, такие, как французский архитектор Жан Луи Шарль Гарнье (1825—1898). Построенное им здание парижского театра «Гранд Опера» (1861 — 1875 гг.), несмотря на помпезное убранство, оставляет впечатление величавой целостности. Площадь перед зданием, вестибюль, парадная лестница, фойе, огромный зрительный зал на две тысячи мест и почти такая же по величине сцена органично дополняют друг друга, образуя единый ансамбль. Постройка Гарнье послу жила образцом для театральных зданий того времени (театров в Вене, Одессе, Нью-Йорке).

Выдающимся немецким зодчим был Готфрид Земпер (1803—1879),известный также как теоретик архитектуры. Постройкам Земпера присущ эклектизм, и всё же он отдавал предпочтение ясному и выразитель ному языку архитектуры итальянского Возрождения. Характерная его работа — Дворцовый театр в Дрездене (1838—1841 гг., перестроен автором в 1871 — 1878 гг.).

На протяжении полувека европейские архитекторы пытались пре одолеть разлад между конструкцией здания и его пластическим образом. Эжен Виоллеле Дюк (1814—1879),французский зодчий и реставратор готических памятников, в 60х гг. утверждал, что основой архитектурного образа должна быть конструкция, отвечающая определенному назначению. К сходным взглядам почти в то же время пришёл и Земпер, добавляя при этом, что зодчий должен «оживить» материал и конструктивную схему, вложить в них частицу своего творческого «я». Эти представления легли в основу стиля модерн, черты которого проявились уже в конце XIX в.

Король Баварии Людвиг II Виттельсбах(1864—1886 гг.) унаследовал от своих предков страстную любовь к искусству. По его распоряжению был построен ряд загородных резиденций, каждая из которых — своеобразное воплощение фантазий короля. Так, Нейшванштейн воспроизводит романтический мир Средневековья, каким он предстает в оперных спектаклях. Замок построил придворный архитектор Георг фон Дольман (18301895) по эскизам художника Христиана Янка (1833—1888). Янк оформлял постановки оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер», которую очень любил король. В Нейшванштейне использованы формы романской архитектуры, однако, его скорее хочется назвать ожившей декорацией. Замок стоит в живописной местности горной Баварии между двумя озёрами. Броская красота островерхих башен и стен из ослепительно белого камня и красного кирпича оттеняется яркой синевой озёрной воды и зеленью соснового леса. Интерьеры замка, среди которых выделяются Тронный и Певческий залы, украшены росписями на сюжеты из вагнеровских опер.

Церковь Сакре Кёр (франц. sacre coeur «святое сердце Христово») возводилась после событий 1870 1871 гг. — франко-прусской войны и революции — как символ национального возрождения и примирения. Церковь расположена на вершине холма Монмартр в Париже. Её белые стены и округлые купола выдают влияние византийского архитектурного стиля.

Термин «эклектика» означает смешение, сочетание различных стилей, форм и методов. Стиль эклектика существует в архитектуре, дизайне и моде уже на протяжении многих лет. В широком смысле понятие также применяется в философии, психологии и изобразительном искусстве. С середины XIX века это явление стало активно проникать практически во все сферы деятельности, и в настоящее время это одно из наиболее значимых и популярных направлений в искусстве, дизайне и архитектуре.

Эклектика в архитектуре

В Европе и в России расцвет эклектики как направления в архитектуре пришёлся на 1830-1890-е годы. В зарубежной терминологии это явление называется романтизмом, так как именно романтические тенденции в искусстве легли в основу нового стиля. Также применяются понятия «beaux-art» (боз-ар) и «историзм». В первом случае название берет свои истоки от школы прикладных искусств во Франции, которая придерживалась греческих и римских традиций. Второе же название употребляется, поскольку смешиваются так называемые «исторические» стили. К таковым относятся многие неостили (неоренессанс, неоготика, необарокко и пр.), которые часто сочетаются с элементами барокко, ампира и классицизма.

Так или иначе, склонность к эклектичности существовала всегда, поскольку смешение стилей часто присутствовало и в архитектуре, и в оформлении интерьеров. Однако самостоятельным течением её признали лишь в XIX веке, когда появилась необходимость в обобщении уже существующих стилей и вместе с тем – в создании новых.

Изначально архитектурная эклектика воспринималась как явление отрицательное и несколько гротескное, так как она нарушала традиционные законы гармонии пространства и стиля. Это явление считалось показателем отсутствия стилистических норм.

Однако позже, примерно в середине XX века, популярность эклектики как стиля начала возрастать, ее стали рассматривать как альтернативу типичной и однообразной архитектуре. К числу наиболее влиятельных сторонников этого направления в России относятся Штакеншнейдер А.И., Быковский М.Д., Тон К. А., Каминский А. С., Клейн Р. И., Парланд А. А., Померанцев А. Н., Чичагов Д. Н., Шретер В.А и многие другие.

В настоящее время эклектика допускает любые комбинации. Вместе с этим объекты, выполненные в духе эклектичности, обладают определённой стилевой и композиционной структуру, которая имеет название «архитектурный ордер». Внешний вид и архитектурные особенности зданий в стиле эклектика зачастую зависят от их функций и назначения. Так что, допуская самые неожиданные комбинации, эклектическое направление всё же придерживается ряда определённых формальных правил, и всё же при этом все проекты отличаются друг от друга.

С появлением эклектики архитектурный ордер перестал быть главным (и фактически единственным) критерием для оценки архитектуры.

Таким образом, эклектика имела существенное значение с точки зрения расширения стилистического диапазона и архитектурной вариативности. Фактически она позволила не только эксплуатировать уже имеющиеся образы, но и создавать новые. В настоящее время эклектика – явление даже более распространённое, чем в период своего расцвета. Она имеет отношение не только к архитектуре, но и к дизайну – как интерьеров, так и одежды.

Примеры эклектики в архитектуре

И в России, и за рубежом было создано большое количество проектов: от храмов и музеев до жилых домов. Архитектурные объекты в стиле эклектика встречаются по всему миру и существенно отличаются друг от друга, несмотря на принадлежность к одному стилю. Это ещё раз доказывает, что с появлением эклектики у архитекторов стало больше возможностей для выражения своих замыслов.

Эталоном может считаться здание оперы Гарнье, которое является примером стиля боз-ар. Внимания заслуживает не только роскошный зрительный зал необычной формы, украшенный бархатом и позолотой, но и фойе, выполненное в виде галереи с окнами.

Также в здании оперы есть библиотека-музей, где хранятся архивы и проводятся выставки.

Ещё один архитектурный объект – здание Рейхстага в Берлине.

Его купол выполнен из стекла и стали, на вершине находится смотровая площадка. Конструкция здания – это не только сочетание оригинальных архитектурных элементов, но и экологичная энергосистема.

В архитектуре Скандинавии к эклектичным зданиям можно отнести театр оперный театр в Осло. Эта современная постройка из камня и металла органично вписывается в норвежский пейзаж и сочетается с морским портом. Характерным элементом здания является наклонная крыша.

В американской архитектуре одним из символов эклектики может служить здание небоскреба «Вулворт» в Нью-Йорке. Здание разделено на вертикальные секции, наверху расположены башни – ярусная башня с пирамидой, а также боковые башенки. Оно было построено в начале XX века и до сих пор остаётся одним из наиболее примечательных объектов.

Читайте также:  Кухня в стиле бетон и дерево

Одним из наиболее ярких примеров эклектики в архитектуре России может служить храм Христа Спасителя, построенного в Русско-византийском стиле К.А. Тоном. Это здание с 36 внешними колоннами, 20 арками, 60 окнами и 12 наружными дверями. Позолоченные купола сужаются кверху, главы оформлены в виде 8-угольных башен. Внутренняя конструкция здания поддерживается 4 столбами; вокруг всего храма проходит внутренний коридор.

Существуют и здания, которые стали относить к стилю эклектика лишь в результате постепенных изменений. Так, например, Дворец связи, расположенный в центре Мадрида, изначально был построен в стиле модерн. Однако он претерпел множество модификаций и реконструкций. В связи с разным видением архитекторов его стиль стал довольно неоднозначным. В настоящее время в его облике присутствуют элементы неоплатереско, барокко и сецессиона. В здании появилась галерея и стеклянный купол.

История эклектики как стиля

Стиль эклектика развился в XIX веке в связи с тем, что появился конфликт между существующими стилями и направлениями – они были не в состоянии в полной мере отразить связь между искусством и общественной жизнью. Именно поэтому появилась необходимость в том, чтобы обобщить все тенденции и привнести в привычную обстановку нечто новое.

Во Франции эклектика впервые нашла своё выражение в стиле Второй Ампир во времена правления короля Луи-Филиппа (1830-1848). Она появилась в противовес барокко и рококо, поэтому концепция интерьера в этот период кардинально поменялась. Наиболее популярными материалами стали «тяжелые» ткани (бархат, плюш) тёмных насыщенных цветов, а также натуральная кожа. Позолота и прочие элементы роскоши стали использоваться реже, хотя не исчезли совсем. Акцент стали делать на тяжёлых рамах, вазах, часах и прочих элементах.

Что касается предметов мебели, то порой они были не очень удобными, так как целью было привлечение внимания, эпатаж. Тенденция нашла своё продолжение и в период правления Наполеона III (1871- 1940).

В Великобритании расцвет эклектики пришёлся на период с 1840 по 1900 гг., когда царил Викторианский стиль . Чаще всего он сочетал в себе рококо, готику, а также английские, африканские, индийские мотивы.

Этот стиль стал проявлением роскоши и статуса, без каких-либо негативных ассоциаций; до сих пор он считается образцом английского интерьера. Монументальная и в то же время изящная мебель, камин, абажуры, мягкие кресла и ковры были неотъемлемыми атрибутами традиционного и в то же время эклектичного интерьера. Приглушённые тёплые тона, тёмное дерево и кованые предметы декора – всё это создавало атмосферу уюта и надёжности.

В современных интерьерах чаще всего сочетают прованс и шебби-шик. Оформить помещение в этих стилях гораздо проще, и они могут считаться максимально близкими к Викторианскому.

В России черты эклектики наиболее ярко проявились в Неоготике, Русско-византийском и Русском стилях.

Неоготика (её также называли псевдоготикой) была распространена по всему миру. Для неё было характерно выборочное использование элементов готического стиля, которые сочетались с элементами Барокко. Примерами могут служить Ласточкино гнездо в Крыму и подмосковная Царицынская усадьба.

Русско-византийская архитектура была предвестником Псевдорусского стиля и была представлена преимущественно соборами и храмами, в числе которых храм Христа Спасителя и Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме. Русский стиль можно назвать логическим продолжением данной тенденции, допускающим сочетание целого ряда стилей – от романтизма до модерна, периодически допускалась интерпретация древнерусских мотивов. Одним из наиболее выдающихся проектов этого периода стал архитектурный ансамбль Кремля.

Новый виток развития начался в послевоенные годы, когда появилась потребность в поиске новых архитектурных форм.

Эклектика в интерьере

По сути, практически любой интерьер – это смешение стилей, однако далеко не каждый из них эклектичен. При создании интерьера в стиле эклектика стоит помнить о том, что нельзя просто соединить элементы разных стилей в произвольном порядке, в эклектике тоже есть своя система и определённые правила.

Сочетаемость

Эклектика – это контраст, но он основан на том, что противоположные вещи тоже могут сочетаться.

Так, схожие текстуры или формы разных предметов мебели вполне могут служить основанием для их соседства. Ведь различные стили появлялись в ответ на предшествующие, так что, если постараться, всегда можно найти общие черты. В правильно оформленном интерьере должно присутствовать ощущение единства всех деталей. Например, классический стиль и кантри могут прекрасно дополнять друг друга за счёт того, что для обеих тенденций характерны мягкие тона, деревянная мебель и ненавязчивые формы.

Повторяющиеся элементы

Ничто так не объединяет разноплановые предметы интерьера, как повторяющиеся цвета, формы и рисунки. Так, например, узор столика, повторяющий узор дивана или штор, создаст ощущение единства стиля. Это не обязательно должен быть какой-то сложный орнамент, могут быть и геометрические фигуры. Важно отметить, что геометричность и чёткость линий являются характерными для такого стиля. Это же правило касается и цветов: общие элементы необходимы в эклектичном интерьере.

Композиция

Очень важно правильно разделить помещение на зоны. Нужно группировать мебель и декор так, чтобы не создавалось ощущения загромождённости и беспорядка. Предметы, которые лучше всего сочетаются, стоит расположить рядом, и их не обязательно должно быть много. Довольно удобно, что при желании любые элементы можно заменять, не нарушая при этом единства стиля.

При этом важно создать какой-либо центральный элемент, на котором будет концентрироваться внимание. Например, если в помещении висят оригинальные, бросающиеся в глаза настенные часы квадратной формы, постарайтесь повторить квадратный узор в текстиле или поставить в центре квадратный кофейный столик.

Акцент может быть сделан абсолютно на любом предмете, будь то ковёр или самурайский меч. Главное – гармонично сочетать такие вещи с обстановкой помещения в целом, по этой причине вполне возможно руководствоваться правилами тех стилей, которые соединяются в интерьере. Профессиональные дизайнеры советуют выбирать 2 или 3, чтобы было проще справиться с компоновкой, да и выглядеть это будет гораздо элегантней.

Порой центром композиции становится предмет декора, совершенно не похожий на остальные. Однако сделать это может быть довольно сложно, поэтому чаще всего выбираются предметы, которые обладают более-менее схожими чертами и одинаково удачно вписываются в интерьер.

Многослойность

Эклектика подразумевает глубину, а это означает, что пространство должно быть объёмным.

По этой причине для такого стиля характерно обилие диванных подушек, ковров, сложных драпировок. Кроме того, можно удачно сыграть на текстурах: сочетание матовых и глянцевых поверхностей даёт возможность разделить помещение на секции.

Сами поверхности могут быть рельефными, переходящими из одного вида в другой. Например, в стену, обклеенную обоями, может быть встроена декоративная 3D панель, делающая интерьер более многомерным и современным. Также довольно популярны многоуровневые натяжные потолки.

Цветовая гамма

Прежде всего, очень важно выбрать универсальный нейтральный фон, который позволит использовать любые цвета в интерьере. Это не обязательно должен быть белый – бежевый, светлый жёлтый или серый цвета также отлично подойдут в качестве базовых цветов. Такой ход позволит сделать акцент на ярких картинах, постерах или занавесках. Это позволит избежать аляповатости и разбавить интенсивные расцветки, чтобы глаза не уставали и интерьер не надоедал.

Можно пойти и другим путём: нейтральный фон может переходить в более насыщенные цвета той же гаммы либо контрастировать с мебелью. Такой вариант подойдёт для более элегантного оформления помещений. Всё зависит от того, какие стили вы намерены сочетать, и от ваших собственных предпочтений.

Декор

Стиль эклектика при любой неординарный декор: это могут быть пуфы ярких расцветок, картины любого жанра, винтажные вещи, экстравагантные статуэтки, массивные часы и зеркала в тяжелой оправе – подойдут любые элементы, которые можно сочетать с интерьером и с другими вещами.

Любые детали имеют значение: текстиль, лампы, сувениры – каждая вещь призвана играть свою роль, ведь она будет не сливаться с обликом помещения, а создавать его. Довольно часто дизайнеры обращаются к африканским мотивам и расцветкам: «зебра» и «леопард» нередко встречаются на фото интерьеров в стиле эклектика. В то же время эклектика – это не всегда экстравагантность, так что вполне можно обойтись и без броских элементов, однако интерьеры с чётко расставленными акцентами выглядят более завершёнными.

Как создать эклектичный дизайн

Эклектика в дизайне стала популярной примерно в одно время с эклектикой в архитектуре. Придерживаясь тенденций данного направления, можно усовершенствовать любое помещение. Эклектичные гостиные – довольно частое явление, теперь становятся востребованными даже кухни в стиле эклектика, ведь это возможность сочетать практичность с оригинальностью.

Одно из основных преимуществ – это возможность выбирать любые материалы и архитектурные формы. Стоимость декора не важна, главное – наличие идеи и художественного вкуса.

Для создания современного интерьера в стиле эклектика подойдёт массивная мебель из стеганой кожи, кресла с резными ножками, а также гармонично впишутся в интерьер крупные элементы декора. Главное – верно сочетать цвета и фактуры. Предпочтительней всего будут насыщенные оттенки, не обязательно яркие, но и не тусклые. При этом в качестве фона желательно использовать какой-либо нейтральный цвет.

Для отделки пола часто приобретается плитка с восточным орнаментом или паркет. Ковёр также будет уместен в таком интерьере. На стены лучше поклеить шелковые обои (также с орнаментом) либо нанести ручную роспись. Однако узор не всегда является неотъемлемой частью стиля, зачастую достаточно правильно сочетать текстуры и материалы.

Важно обращать внимание на предметы декора. Так, в эклектичный интерьер прекрасно впишутся винтажные предметы, особенно эффектно будет смотреться, например, граммофон. Вообще же украсить помещение можно чем угодно: рамками, массивными лампами, зеркалами. Элементы декора совершенно не обязательно должны выделяться из всего облика – они могут гармонировать с общим стилем помещения, ведь эклектичный декор не всегда бывает эпатажным, главная цель – удачно комбинировать различные стили.

Читайте также:  Кладка кирпичного забора своими руками

Данный стиль актуален для любых помещений: от квартир до офисов и частных домов. Площадь не имеет никакого значения: сочетая минимализм с элементами любого другого стиля, можно получить большое количество самых разнообразных комбинаций, при этом вполне возможно сочетать неординарный внешний вид с функциональностью и удобством. Зачастую эклектика в дизайне – один из самых удачных способов выразить свою индивидуальность.

Современная эклектика

Сейчас главные критерии при создании любых проектов – это удобство и комфорт. Сочетая опыт прошлых лет и современную эстетику, вполне возможно создавать интерьеры, отвечающие любым вкусам и требованиям. Творения прошлых веков соседствуют с произведениями 21 века, пережившие реставрацию предметы мебели оттеняют плазменные экраны и аудиосистемы в стиле хай-тек. Так что у любого обитателя дома есть возможность выразить свои вкусы, не нарушая при этом композиционного единства. Актуально это и для тех, кто часто путешествует или просто коллекционирует предметы старины или вещи из разных стран.

Теперь даже стало использоваться сочетание "современная эклектика", а также появился стиль «фьюжн», который является логическим продолжением и синонимом эклектики. Он точно так же подразумевает смешение не только стилей, но и культур. Чаще всего выбираются такие стили как этно, поп-арт и кантри, которые сочетаются с классикой. В последнее время предпочтение отдаётся свободным пространствам и если не минималистичным, то хотя бы более лаконичным интерьерам. Обилию декора порой предпочитают более оригинальную мебель, крупные постеры либо рисунки или вещи ручной работы, которые не только придают индивидуальности пространству, но и создают дополнительный комфорт.

Эклектика – стиль гораздо более сложный, чем может показаться на первый взгляд, и в то же время он позволяет весьма необычным образом комбинировать стили и создавать уникальные проекты. Главное – помнить о тонкой грани между эклектичностью и китчем, не стоит перегружать пространство деталями и орнаментами; по этой причине рекомендуется выбирать не более 2-3 стилей. Эклектика – это не просто смесь всего, а сочетание определённых идей и элементов, поэтому так важно соблюдать баланс между выбранными направлениями.

Причины завершения эпохи классицистической архитектуры и в Западной Европе, и в России
Классицистическая архитектура была интернациональной. И это было связано с эпохой борьбы буржуазии за свое господство. Облекшись в одежды Древнего Рима и Греции, третье сословие одержало победу над феодальным строем. Теперь пришло время пользоваться плодами победы, и заказчики больше не желают подчиняться прежним представлениям о красоте.
Стиль Ампир диктовал единый стиль для построек любого типа. Ампир был стилем торжествующего государства. А Европа сотрясалась от революционных движений, от бесконечных волнений растущего рабочего класса. Поздний Ампир стал вызывать раздражение современников. Во всех губернских городах России возводили совершенно одинаковые, без каких-либо украшений, желто-белые общественные здания с обязательным портиком посредине. То был официальный ампир, столь любимый Николаем I. Одинаковость зданий тешила душу императора, обожавшего четкий солдатский строй. По мнению Николая Васильевича Гоголя, новые города поражали своим казарменным однообразием. Не случайно А.И.Герцен назвал Россию времен Николая I "фасадной империей".
Важной причиной завершения классицистического этапа было и то, что он оказался связан с дворянским сословием. К середине 19 в. в России начинается упадок дворянского хозяйства. Судьба «вишневых садов» была решена.
Бурное развитие капитализма привело к росту городов. Центральные кварталы стали заполняться особняками, многоэтажными жилыми домами, зданиями банков, фирм, торговых домов. Чуть далее от центра стали появляться железнодорожные вокзалы.
На окраинах множилось число крупных промышленных предприятий, заводов, фабрик, складских и торговых помещений.
Особое распространение в городах приобрело строительство доходных домов с дворами-колодцами. Тесно прижатые друг к другу, здания эти выходили на улицу лишь одним своим фасадом.
Доходные жилые дома, перемежаемые зданиями банков и контор, образовали сплошной фронт застройки, придали улице вид коридора.
Опыт целостной застройки города оказался утрачен. Архитекторы больше не возводили ансамбли, поражавшие единством архитектурного замысла.
Быстрое развитие строительной техники в первой половине и середине 19 в. не получило должного отражения в развитии архитектурных форм.
Традиционные формы классической архитектуры: портики, колоннады, фронтоны, трехчастное деление – вступали в противоречие с новыми задачами строительства.
Строительство частных домов – особняков, создание совершенно новых типов сооружений: банков, вокзалов, контор – требовало решительно порвать с прежними архитектурными формами.
Эклектическая архитектура
Архитекторы, лишенные единого представления о путях дальнейшего развития зодчества, обращаются к прежним этапам развития архитектуры.
В одном здании часто оказываются смешаны элементы различных стилей прошлого. От слова «смешение» — эклектика — произошло название подобной архитектуры. Эклектическими называют такие стили как неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неомавританский стиль, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль.
Эклектика прошла два этапа в развитии — 1830-е—1860-е гг. и 1870-е—1890-е гг.
Историзм и псевдоисторизм
«Национальный романтизм».
Вестминстерский дворец (1840-1857) в Лондоне
После пожара, уничтожившего старое здание Парламента, новое здание решено было строить в духе средневековья. Так архитекторы пришли к идее использовать готические формы в совершенно новом здании. Автором архитектурного проекта был Чарльз Бэрри (1795—1860), известный своими постройками в духе итальянского Возрождения. Однако, учитывая особую роль здания Парламента как национального символа, зодчий придал ему облик памятников английской готики XVI в. Здание Парламента внешне декорировано как готический собор, но отсутствует устремление ввысь, нет единого порыва. Из готики взяты внешне эффектные элементы: стрельчатые конструкции, башни-вимперги, украшения-краббы. Четкость и ясность планировки сочетается с живописностью готики, и это придает грандиозному сооружению неожиданную легкость. Башни разной высоты делают силуэт Парламента ассиметричным; самая высокая из них — Виктория — достигает ста трех метров, Часовая — около ста метров; на Часовой башне установлены знаменитые часы Биг Бен с четырнадцатитонным колоколом. По сторонам центрального вестибюля располагаются залы заседаний — Палата лордов и Палата общин.
Европа
В Европе наиболее часто появляются приемы и формы ренессанса, барокко и классицизма при проектировании оперных театров, дворцов «нуворишей» — новых богатых, торговых фирм, универсальных магазинов.
Таковы Гранд-Опера в Париже, оперные театры в Вене и Будапеште, Праге и Дрездене. В России были построены два театральных здания – в Одессе и Львове – фасады которых декорированы в духе барокко.
На фасадах эклектичных зданий – крупная рустовка, окна-порталы, элементы ордерного декора: полуколонны, пилястры. Обилие скульптуры тоже становится характерно для эклектичных зданий данной эпохи. Такие здания часто громоздки, украшены сверх меры, обильно декорированы барочными гирляндами, амурами, лепниной, фасады напоминают итальянские дворцы-палаццо ренессанса.
«Гранд-Опера» в Париже
Свой современный облик здание "Гранд-Опера" (неофициальное название театра) получило в 1875 году, когда было закончено его строительство. Автором проекта был архитектор Шарль Гарнье (отсюда ещё одно название — "Палас Гарнье"). Строительство здания велось с 1862 года. Это была эпоха Наполеона III, закончившаяся поражением Франции во франко-прусской войне и событиями Парижской коммуны.
Фасад «Гранд-опера» поражает обилием декоративных элементов, характерных для той эпохи. Здание стоит на возвышении в несколько широких ступеней. Нижний этаж оформлен высокими арками и массивными пилонами, перед которыми множество скульптурных групп. Второй этаж отличается от первого изяществом высоких парных колонн, которые обрамляют огромные окна. Интерьер театра не менее роскошен, чем фасад: "Большая лестница" отделана великолепным белым мрамором; свод украшен фресками; а вот плафон в зале расписан в 1966 году Марком Шагалом, что сделало эту часть здания необыкновенно оригинальной.
Церковь Сакре Кер в Париже
Базилика Сакре-Кёр расположена на вершине холма Монмартр, в самой высокой точке города. Построена она в Париже между 1876 и 1910 гг. по проекту архитектора Абади в римско-византийском стиле. Форма куполов повторяет силуэт базилики XII в. Сен-Фрон в Перигё на юге Франции. Башня в ее восточной части. Полуциркульные окнаи коллонады явно заимствованы из романского стиля. Цвет базилики молочно-белый с розоватым оттенком, что придает ей необыкновенную привлекательность. С вершины Монмартра, куда ведет широкая многоярусная лестница, открывается панорама Парижа и вид вокруг в ясную погоду на 50 км.
С созданием огромных европейских колониальных держав восточные мотивы (мавританские, китайские, индийские, египетские) стали особенно модны.
Самой любопытной постройкой в этом стиле, является Королевский павильон в Брайтоне, в котором архитектор Джон Нэш виртуозно играет восточными мотивами. Построенный для отдыха на берегу моря в курортном городе на юге Англии павильон не претендует на серьезность. Здесь встречаются арки и купола, напоминающие мавританские, индийские или мусульманские формы, башенки похожи на минареты, а окна на нижнем этаже — типичные «французские», открывающиеся в сад на уровне земли. Это павильон-сказка, дворец-фантазия, легкая и жизнерадостная, призванная доставлять удовольствие.
Парламент в Будапеште
Строительство велось с 1885 по 1904 годы. В его архитектуре сплелись элементы неоготики по образцу Вестминстерского дворца и влияние парижской эклектики, в частности высокие скаты трапециевидных крыш. Темно-красный купол, напоминает купола Ренессанса, здание господствует над набережной Дуная.
Свобода выбора и размещения мотивов в эклектической архитектуре подготовляла свободное изобретение мотивов в последующие периоды.

58. ар-нуво в арх-ре европы: общая хар-ка

Ар Нуво в архитектуре Европы: общая характеристика

Ар-Нуво, или Арт Нуво, переводится с французского языка как «новое искусство». Возник этот стиль, а точнее одно из течений в стиле модерна, в Бельгии и Франции на рубеже 19-20 веков, относящийся к флореальному или орнаментально-декоративному искусству.

Читайте также:  Выкройки штор для кухни для начинающих

Стиль арт-нуво можно охарактеризовать его лозунгом, «назад к природе». Как и в природе не бывает идеально прямых линий, стиль арт-нуво не приемлет никаких острых углов и прямых линий. Это изогнутые волнообразные линии, сочетающие в себе стремление к конструктивности с пряными запахами восточных веяний. Элементы декора этого стиля, причудливо извиваясь, становятся как бы элементами строительных конструкций. Большое внимание в стиле уделяется плавным гибким формам, и стилизации под растительный узор, превращающий железные конструкции в заросли невероятных сказочных цветов.

К символам этого стиля можно отнести сложную форму цветов цикламена, вьющиеся водяные водоросли, лилии, ирисы. Мягко изогнутые линии с подвижной формой, далекие от историзма и натурализма, они немного напоминают тонкую японскую живопись, или поздние формы готики.

Основными элементами стиля является культ растительной линии, весь декор и все элементы стиля должны напоминать о плавном и подвижном течении жизни в природе.

Стиль Ар Нуво в архитектуре – это пожалуй, классика роскоши, но особенной роскоши – не вопиющей и ослепительной, а мирной, гармоничной и спокойной. Этому стилю присущи мягкие и плавные силуэты, мягкие струящие ткани, пространство здесь непрерывно, ассиметричный растительный орнамент. Основные материалы, которые используют в этом стиле : цветное стекло, металл, шелк и дерево. В Ар Нуво присутствует слегка уловимый след легкой небрежности и выверенной небрежности.

Дословно Ар Нуво переводится как «новое искусство». Это французское течение в искусстве периода модерна, которое сформировалось на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. В этом стиле как основные черты выделяют отказ от прямых и четких линий и углов, атак же интерес к новым технологиям. Этот стиль стремится сочетать утилитарные и художественные функции в произведениях. Плавные и замысловатые очертания характерны для этого стиля. Линия является практически самостоятельным элементом, она как бы живет своей жизнью. Стилеобразующая функция лежит на линии. Для дизайнеров этого стиля самым главным вдохновителем служит природа. Они используют силуэты замысловатых растения и экзотических изящных птиц и насекомых. Так же в этом стиле неизбежно присутствуют мотивы романтизма или даже эротики.

Одним из ведущих представителей ар нуво в Великобритании был Ч.Р.Макинтош, шотландский архитектор и дизайнер, выполнявший самые разные художественные работы – от архитектурных проектов до эскизов обоев и изделий из серебра. Творчество Макинтоша оказало огромное влияние на развитие европейской архитектуры и искусства. Важную роль в развитии ар нуво во Франции сыграли архитектор Эктор Гимар (1867–1942), оформивший входы станций парижского метро чугунными решетками с орнаментами из стилизованных орхидей, ювелир Рене и художник по стеклу и мебели Эмиль Галле (1846–1904). Значительное место в искусстве ар нуво принадлежит известным бельгийским архитекторам Анри ван де Велде (1863–1957) и Виктору Орта (1861–1947); Брюссель был центром развития этого стиля на раннем этапе. Ар нуво имел множество последователей и в Германии, где он получил название «югендстиль». В Испании архитектор Антонио Гауди создал, пожалуй, наиболее индивидуальный и оригинальный вариант ар нуво.

В США архитектор Луис Салливан (1856–1924) использовал орнаменты в стиле ар нуво для украшения фасадов спроектированных им зданий. Ведущим представителем ар нуво был Луис Комфорт Тиффани, живописец и художник по стеклу. Он изобрел уникальное стекло с радужным отливом, которое назвал favrile и использовал при изготовлении своих знаменитых ваз и ламп в форме цветов.

Стиль ар нуво достиг высшей точки своего развития на рубеже 19–20 вв., но затем был вскоре забыт – ведущие архитекторы стремились теперь к простоте и ясности форм и проявляли больше интереса к машинным технологиям, чем к ручной работе. Богатый декор 1890-х годов уступил место геометрическим, ничем не украшенным поверхностям зданий начала 20 в. Ар нуво вышел из моды и был открыт заново только пятьдесят лет спустя. В России для этого стиля принято название модерн, в Австрии – сецессион, в Италии – либерти.

59. югендстиль, сецессион : общая хар-ка

ЮгендстильСецессион: общая характеристика

Югендстиль(стиль молодых). Отход от историзма и появление нового искусст¬ва в Германии связаны с выступлением мюнхенских художников в 1892г., объединив¬шихся в последующие годы вокруг литературно — художественного ежемесячника "Мо¬лодые" (1896), от которого произошло и название движения.

Сецессия. Центром этого направления в развитии архитектуры в Центральной | Европе была Вена в 90-х годах XIX в. Происхождение и название этого движения свя- I замы со стремлением Молодых художников порвать с традициями официального искус- [ ства предшествующих поколений, что выразилось в организации группы "Сецессион" I (Раскол). Для архитектуры в этом стиле стало характерно использование свободно ском- ■ понованного плоского декора растительного характера. Художники сецессии считали I архитектуру одним из видов искусства. Предметом художественного интереса стала по- I верхность и деталь,, в решении которых произошли наибольшие изменения, в то время I как планировка, пространственная и конструктивная концепции зданий вначале остава- |лись по существу без изменений и отвечали традициям позднего неоренессанса.

За удивительно короткий период, длившийся не полные 10 лет, сецессия захвати¬ла архитектуру, прикладное и другие виды искусств, проявив необычайную способ¬ность к формообразованию. Центром развития стиля стала Вена. Группу архитекторов ■возглавлял О.Вагнер, профессор венской академии искусств. Творчество О.Вагнера [прошло через период неоренессанса, и он один из первых подвел сецессию к индивиду- [ алистическому модерну. К первым постройкам Вагнера в новом стиле относятся стан- I ции городской железной дороги и метро в Вене (1894 -/1907). Чувство современной [формы и рациональности общей концепции он проявил при решении здания почтово- [сберегательной кассы в Вене (1904-1906гг., рис.185), полностью остекленный зал кото¬рой, имевший металлическую конструкцию, а также надстройка над крышей в виде ат¬тика стали прообразом конструктивизма в архитектуре. Очень высокий уровень отлича¬ет архитектуру собора в Штейнхофе (1906) и лечебницы в Вене (1913).

Из школы Вагнера вышли художники, которые распространили новую моду по всей Центральной Европе. К ним относятся Й.Ольбрих — автор построенного в Вене вы¬ставочного павильона общества "Сецессион" с характерным позолоченным куполом «1898, рис. 186), Й.Гофман, который руководил в Вене художественными мастерскими и был автором дворца Стокле в Брюсселе (1905-1914), имевшего характерные геометриз- мом тонко выполненные детали.

60. персональный модерн: концепции архитектуры

Персональный модерн- концепции архитектуры.

"Персональный модерн". В начале XX в. на основе возможностей новых стро¬ительных материалов и конструкций начали возникать архитектурные формы, характер которых был совершенно отличен от прежних эстетических вкусов.

В этот период опять возник вопрос создания нового стиля в архитектуре, элемен- [ты которого старались определить, исходя, прежде всего, из решения рациональных за- |дач архитектуры. Богатое декоративное убранство перестало рассматриваться как сред¬ство эстетического воздействия. Его стали искать в целесообразности форм, в простоте» ■пропорциях, масштабе и в гармоническом сочетании материалов.

Это новое архитектурное течение нашло свое проявление в работах ведущих Кворческих личностей того времени — О.Вагнера, П.Беренса, Т.Гарнье, А.Лооса, А.Пер- 1ре, в Америке — Ф.Райта, в Скандинавии — Э.Сааринена и Р.Эстберга, которые, несмотря Кна общую программу архитектурного творчества, сумели различным способом про¬явить свою художественную и идейную индивидуальность. Еще сильнее различия в ха¬рактере архитектуры следующего поколения, среди которого нужно выделить Ле Корт Ик>зье, Мис ван дер Роэ и В.Гропиуса. Новаторские произведения этих архитекторов, ко- Шррые означали рождение совершенно новой архитектуры в первые 15 лет XX в., обыч-но объединяются под обшим названием "Персональный модерн". Его принципы воз¬никли после 1900 г. и к концу второго десятилетия были подхвачены и получили разви¬тие представителями авангардистской архитектуры. Принципы целесообразно организованного плана тщательно проработал Ф.Л.Райт. Он вывел из требований эксплуатации сооружения новый тип и способ про¬странственного выявления отдельных функций. Примером служит административное здание компании "Ларкин" в Буффало (1904). Еще более типичным в этом смысле ста¬ло крестообразное планировочное решение особняка, которое позволило создать целе¬сообразную композиционно неформальную систему из отдельных функциональных ча¬стей, сосредоточить все коммуникации в центральном холле, получить хорошее освеще¬ние внутренних пространств и их связь с окружающей природой. Уже в первых пост¬ройках такого типа городских особняков в Чикаго, доме Н.Робертса "Роби Хаус" (1909г., рис.187) — в зрелом виде проявился необычайный художественный талант Райта, чувст¬во материала и способов его архитектурного применения, носили отражение идеи сво¬бодного плана, горизонтальной композиции объемов и ярко выраженного стремления к достижению единства архитектурной формы и форм природы. О четко обозначенной индивидуальности Ф.Райта свидетельствуют и его работы периода 20-х годов, имеющие романтический характер. К ним относятся первые варианты усадьбы Тейлизин (1911 — 1925), отель "Империал" в Токио (1914-1922) и жилые дома в Голливуде. Основы архитектурного модерна возникли, однако, не только в результате теоре¬тических и художественных исканий и реформ в характере планировочных решений, но также в связи с использованием в архитектуре и прикладном искусстве новых индиви¬дуальных элементов и строительных конструкций.

Большая заслуга в развитии металлических конструкций принадлежит немецким архитекторам. П.Беренс — основоположник немецкого модерна, осознавший идею мате¬риальности формы, запроектировал производственные здания концерна АЭГ в Берлине (1902-1912). Среди них монументальной простотой выделяется турбинный цех (1909), построенная позже водопроводная станция и хранилище дегтя в виде соединенных вме¬сте цилиндрических башен.

Архитектурным решением фабрики "Фагус" в Альфельде (1911-1914) обратили I на себя внимание В.Гропиус и А.Майер. Гропиус был автором павильона на выставке в [Кельне (1914), где Б.Таут построил известный стеклянный дом, похожий на кристалл. К вгоавным особенностям промышленной архитектуры Гропиуса относятся совершенство I Функциональных, формальных и конструктивных решений и использование стеклянно- Iго наружного ограждения, благодаря чему облегчается конструкция и внешний облик |здания приближается к современному.

Ссылка на основную публикацию
Штукатурка стен жидкими обоями
Из этой статьи вы узнаете: Можно ли нанести жидкие обои своими руками, без помощи профессионала Обязательно ли выравнивать стены перед...
Что такое двойная изоляция вводов в здание
Монтаж ввода воздушной линии должен выполнять электрик, имеющий допуск к работе с высоким напря­жением, необходимые навыки и соответствующий ин­струмент. Иметь...
Что такое действующая электроустановка определение пуэ
Электроустановка - совокупность машин, аппаратов,линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства,...
Штукатурка стен из газобетона внутри помещения видео
Штукатурка газобетона является важным этапом при внутренних отделочных работах. Основными задачами штукатурки является идеальное выравнивание плоскости стены, а также прочное...
Adblock detector